Терпимость (толерантность) религиозная

Терпимость (толерантность) религиозная
   существенный компонент свободы совести, принцип подхода к последователям любого религ. течения, мировоззренческих систем, характеризуемый (как минимум) отсутствием дискриминации, ущемления прав по вероисповедному, мировоззренческому признаку. Степень уважительного, спокойного и доброжелательного отношения между приверженцами разных религий, между верующими и неверующими предопределяет уровень культуры людей, цивилизованность об-ва и госва. На практике трудности с реализацией Т. р. возникают не из-за защиты сторонниками одной конфессии своих вероисповедных убеждений и пристрастий, а в первую очередь из-за стремления получить правовые, экономич., нравственные и иные преимущества для одной конфессии в ущерб другим. Т. р. необходимое условие сотрудничества различных конфес. течений во имя нравственного здоровья и блага всего об-ва.
   Трудности обеспечения религ. терпимости в совр. России обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями (вопросы свободы совести нередко решались в стране в угоду политич. интересам гос-ва, партий); сложным поликонфес. и полиэтническим составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие ислам, православие иудаизм, ислам - иудаизм и т. д.), конфессиями (православие католицизм, православие протестантизм, православие старообрядчество, протестантизм католицизм и т. д.), между традиционными религиями и новыми, в т. ч. эзотерическими, религ. образованиями; амбициозной позицией ряда религ. руководителей; не изжитой практикой нарушения конституционных норм должностными лицами; проявлениями среди определенных групп населения различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и т. д. (см. Иудаизм в России, Ислам в России, Католицизм в России, Православие и русское национальное самосознание, Протестантизм в России, Старообрядчество). Реальные возможности реализации Т. р. в совр. России, как и в любом об-ве, зависят от ряда факторов теоретического, юридического и практического характера. Речь идет, во-первых, о самом понимании принципа толерантности, его соответствии тем универсальным атрибутам Т. р., к-рые признаны мировым сообществом. Во-вторых, об отображении этого теоретического понимания в государственно-правовых документах, его воплощении в законодательных актах, дающих юридические гарантии для последователей различных религий. Наконец, о реально существующих соц., культурных традициях и условиях нашего об-ва, уровне общей культуры, подготовки и умонастроениях лиц, призванных его реализовывать.
   Уже на теоретическое понимание Т. р., ее трактовки разными соц. и конфес. кругами россиян в той или иной мере сказываются их религ., национальные, патриотические и иные пристрастия. Но преобладающим среди всех слоев населения, в т. ч. интеллигенции, офиц. правящих кругов, является убеждение в необходимости установления гуманных и демократических взаимоотношений между представителями разных конфессий, уважительного отношения ко всем верованиям. Социологические исследования, проведенные РНИСиНП, показывают, что максимальные показатели отрицательного отношения к др. религиям находятся в диапазоне 11 % (у мусульман к иудаизму) и 17 % (у православных к исламу). Сильнее ощущается нетерпимость среди самых молодых возрастных групп (16 - 17-летние). Так, уровень нетерпимости у них по отношению к иудаизму и буддизму в 3–4 раза выше, чем у респондентов самого старшего возраста.
   Офиц. государственные деятели неоднократно заявляли (в полном соответствии с известными международными документами Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948, Декларацией об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями (принята Генеральной Ассамблеей ООН 25 нояб. 1981), Парижской хартией для новой Европы (1990) и др.) о своем стремлении обеспечить равенство всех религ. объединений перед законом, исключить любые формы дискриминации по религ. мотивам, создавать условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религ. направлений. В таком духе, напр., выдержаны предложения представителей пр-ва, Президента РФ в связи с обсуждениями в Государственной Думе (1993, 1995–1997) изменений и дополнений к принятому в 1990 Закону «О свободе вероисповеданий».
   Для утверждения атмосферы толерантности в совр. России важно, что подобные демократические устремления общественности, правящей элиты получили подтверждение в законодательной, государственно-правовой области. Идеи толерантности отображены в Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… отношения к религии… запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам… религиозной принадлежности» (статья 19, часть 2);»… запрещается пропаганда… религиозного превосходства» (статья 29, часть 2); Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сент. 1997, вобравших осн. положения международных документов по этим вопросам.
   Вместе с тем далеко не использованы резервы для совершенствования всей системы российского законодательства. Особое беспокойство вызывает нормотворческая деятельность субъектов Федерации, порою принимающих акты, противоречащие федеральным и международным документам. Хотя, согласно Конституции РФ, регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, в ряде субъектов Федерации все же принимаются свои нормы, к-рые к тому же содержат неконституционные положения, напр, необоснованно запрещающие деятельность некрых религ. орг-ций (Тульская, Тюменская и др. обл.) или придающие нек-рым религиям статус государственных (Калмыкия).
   На практике нарушения духа и буквы законов во многом связаны с тем, что наше об-во - при всех кардинальных идеологических, правовых, политич. переменах последнего времени остается на одном и том же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в т. ч. терпимостью к административному своеволию. Подобные «объективные» предпосылки повышают возможности нарушения Т. р., сказываются в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфес. отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одной - как правило, самой распространенной религии, что влечет ущемление интересов др., имеют место произвольные действия местных администраций, создающих обстановку религ. превосходства (наиболее типичное явление предоставление незаконных преимуществ одним конфессиям и отказ в возвращении или строительстве культовых зданий - другим). Далеко не изжиты этноконфес. противоречия, противоправные эксцессы.
   Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью российского населения, характерно лояльное отношение к людям др. верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах - от быта до политики. В отличие от некрых религ. руководителей большинство населения (75 % у православных и 68 % у мусульман) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против др. религий.
   Об-во заинтересовано в том, чтобы у его членов сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных религий, была преодолена предубежденность друг против друга на почве религии или национальной принадлежности, утвердились терпимость и конструктивное сотрудничество во имя всеобщего блага.
   Повсеместное и полное утверждение атмосферы терпимости - долгий процесс. Здесь многое зависит не только от государственных органов и религ. орг-ций, но и от позиций средств массовой информации, деятелей культуры. Значительное воздействие в этом плане способны оказать также здравомыслие и культура политич. деятелей совр. России.
   М.П. Мчедлов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Нужна помощь с курсовой?

Полезное


Смотреть что такое "Терпимость (толерантность) религиозная" в других словарях:

  • Терпимость — В данной статье имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок …   Википедия

  • Толерантность — (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… …   Википедия

  • Религиозная нетерпимость — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

  • ТОЛЕРАНТНОСТЬ — или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность трудное и редкое достижение по той… …   Энциклопедия Кольера

  • ВЕРОТЕРПИМОСТЬ — признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию. В. отличается от религ. или мировоззренческого релятивизма, она не тождественна признанию относительного значения, маловажности расхождений между религиями. В …   Православная энциклопедия

  • Либерализм — (Liberalism) Либерализм это политическое и филосовское учение, которое выступает за снижение вмешательства государства в жизнь граждан Основы либерализма, происхождение, формы либерализма, развитие либеральной мысли, современный либерализм,… …   Энциклопедия инвестора

  • Этноцид — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

  • Русофобия — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

  • Этноцентризм — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм …   Википедия

  • Римско-персидские войны — Дата 230 – 627 годы Место Месопотамия, Закавказье, Атропатена, Малая Азия, Сирия, Сирия Палестинская, Египет …   Википедия

Книги

  • Почему толерантность бесит?, Андрей Бабицкий. Екатерина Кронгауз и Андрей Бабицкий на примерах ЛГБТ-активистов, Православной церкви и нобелевских лауреатов обсуждают, что такое толерантность и терпимость, откуда они берутся, для чего они… Подробнее  Купить за руб аудиокнига


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»